• Главная
  • Карта сайта
  • Контакты

Дефектация и ремонт КПП на КАМАЗе, руководство

Картер коробки передач бракуют при наличии трещин, износе, задирах или трещинах на привалочной поверхности по торцам картера, а также при износе отверстий:
- под подшипники первичного и вторичного валов — до диаметра более 150,06 мм;
- под подшипник и стакан подшипников промежуточного вала — до диаметра более 120,03 мм;
- под переднюю шейку оси блока шестерен заднего хода — до диаметра более 26,04 мм;
- под заднюю шейку оси блока шестерен заднего хода — до диаметра более 32,04 мм.
Поврежденные резьбовые отверстия с метрической и дюймовой резьбами восстанавливают.
Первичный вал бракуют при наличии обломов или трещин, выкрашивании на рабочих поверхностях зубьев, а также при износе:
- зубьев шестерни — до толщины менее 8,68 мм на высоте 7,32 мм;
- шлицев — до толщины менее 5,83 мм;
- отверстия под роликовый подшипник вторичного вала — до диаметра более 77,53 мм;
- шейки под шариковый подшипник — до диаметра менее 59,98 мм;
- шейки под роликовый подшипник — до диаметра менее 24,97 мм.
Поврежденную резьбу восстанавливают.

Крышку заднего подшипника первичного вала (рис. 8.8) бракуют при наличии обломов или трещин, а также при износе:
- посадочного отверстия — до диаметра d2 более 150,06 мм;
- шейки под муфту выключения сцепления — до диаметра d1 менее 54,81 мм;
- упорного торца, когда расстояние а от него до привалочной плоскости более 8,5 мм.

 Крышка заднего подшипника первичного вала КАМАЗ

Крышка заднего подшипника первичного вала КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 8.8)

Промежуточный вал бракуют при наличии обломов или трещин, выкрашивании на рабочих поверхностях зубьев, а также при износе:
- зубьев шестерни первой передачи — до толщины менее 10,21 мм на высоте 7,8 мм;
- зубьев шестерни второй передачи — до толщины менее 9,43 мм на высоте 6,72 мм;
- зубьев шестерни заднего хода — до толщины менее 8,29 мм на высоте 6,72 мм;
- зубьев муфты по толщине;
- если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,5 мм;
- шейки под подшипник со стороны шестерни заднего хода — до диаметра менее 49,98 мм;
- шейки под подшипник со стороны шестерни третьей передачи — до диаметра менее 64,99 мм;
- шейки под шестерню привода промежуточного вала — до диаметра менее 65,235 мм;
- шейки под шестерню четвертой передачи — до диаметpa менее 69,835 мм;
- шейки под шестерню третьей передачи — до диаметра менее 70,035 мм;
- шпоночных пазов — до толщины более 9,97 мм.
Поврежденную резьбу восстанавливают.
Шестерни привода промежуточного вала, третьей и четвертой передач бракуют при наличии обломов или трещин, выкрашивании рабочих поверхностей зубьев, износе шпоночных пазов до ширины более 10,1 мм, износе зубьев до толщины менее 5,29 мм на высоте 2,73 мм (шестерни привода), 8,06 мм на высоте 6,12 мм (шестерни третьей передачи), 6,89 мм на высоте 4,54 мм (шестерни четвертой передачи), износе отверстий до диаметра более 65,246 мм (шестерни привода), 70,046 мм (шестерни третьей предачи), 69,846 мм (шестерни четвертой передачи).
Распорную втулку бракуют при наличии обломов или трещин, при износе по толщине до размера менее 14,82 мм, износе по наружному диаметру до размера менее 119,76 мм.
Крышку заднего подшипника промежуточного вала бракуют при наличии трещин и износе упорного торца, когда толщина приливов под крепежные отверстия менее 14,0 мм.
Стакан заднего подшипника промежуточного вала бракуют при наличии обломов или трещин, износе отверстия под подшипник до диаметра более 110,05 мм и износе торца под подшипник, если расстояние от торца до привалочной плоскости менее 35,8 мм. Поврежденную резьбу восстанавливают.
Блок шестерен заднего хода бракуют при наличии обломов, трещин, выкрашивания рабочих поверхностей зубьев, рисок, задиров, вмятин от роликов, неравномерном износе по торцам или износе отверстия до диаметра более 52,06 мм, а также при износе зубьев по толщине до размера менее:
- малого венца — 9,98 мм на высоте 8,3 мм,
- большого венца — 6,53 мм на высоте 4,17 мм.
Упорную шайбу блока шестерен заднего хода бракуют при износе по толщине до размера менее 4,93 мм. При ослаблении посадки или износе штифта его заменяют.
Ось блока шестерен заднего хода бракуют при наличии обломов или трещин, вмятин от роликов или износе шейки под подшипник до диаметра менее 31,97 мм, задней шейки под картер коробки передач до диаметра менее 32,01 мм и передней — до диаметра менее 25,97 мм.
Вторичный вал (рис 8.9) бракуют при наличии обломов или трещин, рисок, задиров, прижогов на торцах шеек под подшипники шестерен второй и третьей передач, вмятин от роликов на шейках, неравномерном износе торцов, когда длина шеек менее 43,1 мм, а также при износе:
- шеек под подшипники шестерен второй и третьей передач — до диаметра d1 меньше 80,97 мм;
- шлицев под втулки шестерни первой передачи — до толщины с менее 10,89 мм;
- шлицев под фланец — до толщины b менее 8,88 мм;
- шпоночного паза — до ширины f более 10,15 мм;
- зубьев В муфты под каретку синхронизатора второй и третьей передач, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,5 мм - для крайних венцов и 1,0 — для средних;
- шлицев под каретку синхронизатора четвертой и пятой передач — до толщины менее 9,25 мм (поверхности С) и 9,85 мм (поверхности D);
- шейки под втулку шестерни четвертой передачи — до диаметра d2 менее 63,003 мм;
- шейки под втулку шестерни заднего хода — до диаметра d3 менее 70,98 мм;
- шейки под передний подшипник — до диаметра d4 менее 39,99 мм;
- шейки под задний подшипник — до диаметра d5 менее 59,97 мм.

Вторичный вал коробки передач КАМАЗ

Вторичный вал коробки передач (рис. 8.9)

Поврежденную резьбу восстанавливают.
Шестерни первой, второй передач и заднего хода вторичного вала бракуют при наличии обломов или трещин, выкрашивании рабочих поверхностей зубьев, износе зубьев до толщины менее 6,98 мм на высоте 4,05 мм (шестерни первой передачи), 6,11 мм на высоте 3,46 мм (шестерни второй передачи), 7,24 мм на высоте 4,42 мм (шестерни заднего хода), вмятинах от роликов или износе отверстий до диаметра более 92,09 мм; износе зубьев муфты по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,6 мм; зубьев муфты с торца включения, если высота скошенной части зуба менее 2,5 мм; шестерен по торцам, когда высота менее 42,3 мм.
Шестерни четвертой и пятой передач вторичного вала бракуют при наличии обломов или трещин, выкрашивании рабочих поверхностей зубьев и износе:
- зубьев — до толщины менее 7,58 мм на высоте 5,53 мм;
- отверстий под ролики подшипника — до диаметра более 83,29 мм;
- зубьев муфты по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,6 мм;
- зубьев муфты с торца включения, если высота скошенной части зуба менее 2,5 мм;
- шестерен по торцам, когда высота менее 56,40 мм.
Упорную шайбу шестерни первой передачи вторичного вала бракуют при наличии трещин или обломов, износе до толщины менее 4,88 мм, износе шлицевых пазов по ширине до размера более 11,22 мм.
Шестерню третьей передачи вторичного вала бракуют при наличии обломов или трещин, выкрашивании рабочих поверхностей зубьев, износе зубьев до толщины менее 7,58 мм на высоте 5,4 мм, вмятинах от роликов и износе отверстия под ролики подшипника — до диаметра более 92,09 мм; зубьев муфты по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,6 мм; зубьев муфты с торца включения, если высота скошенной части зуба менее 2,2 мм; шестерни по торцам, когда высота менее 42,30 мм.
Втулки шестерен четвертой передачи и заднего хода вторичного вала бракуют при наличии обломов или трещин, износе шлицевых пазов до размера более 10,11 и 11,19 мм соответственно, отверстий — до диаметров более 63,046 и 71,046 мм, поверхностей под роликовый подшипник — до диаметров менее 72,16 и 80,97 мм, втулок по высоте — до размера менее 44,8 и 51,8 мм.
Упорную шайбу шестерни четвертой передачи вторичного вала бракуют при наличии трещин или обломов, износе по толщине до размера менее 6,945 мм и износе пазов до размера более 10,22 мм.
Синхронизатор второй и третьей передач бракуют при наличии обломов или трещин, рисок, задиров или неравномерном износе фрикционных колец; износе:
- паза каретки — до ширины более 11,4 мм;
- зубьев муфты по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью составляет более 1,5 мм для крайних венцов и 1,0 мм — для среднего;
- зубьев каретки с торца включения, если высота скошенной части зуба более 2,0 мм, а также при ослаблении фиксации каретки, когда усилие ее вывода из среднего положения менее 250 Н (25 кгс).
Синхронизатор четвертой и пятой передач бракуют при наличии обломов или трещин и износе:
- диска под сухари вилки — до толщины менее 12,88 мм;
- шлицев до ширины менее 10,17 мм, зубьев муфты по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,6 мм;
- зубьев каретки с торца включения, если высота скошенной части зуба более 2,4 мм, а также при ослаблении фиксации каретки, когда усилие ее вывода из среднего положения менее 250 Н (25 кгс).
Каретку синхронизатора второй и третьей передач бракуют при наличии обломов или трещин, местном износе фасок под блокирующие пальцы и износе:
- паза под сухари вилки переключения передач — до ширины более 11,4 мм;
- зубьев по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,5 мм для крайних венцов и 1,0 — для средних;
- зубьев с торца включения, если высота скошенной части зуба более 2,0 мм.
Каретку синхронизатора четвертой и пятой передач бракуют при наличии обломов или трещин, местном износе фасок под блокирующие пальцы и износе:
- диска под сухари вилки переключения передач — до высоты менее 12,88 мм;
- зубьев по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,6 мм;
- зубьев с торца включения, если высота скошенной части зуба более 2,0 мм;
- шлицевых пазов — до ширины более 10,17 мм.
Палец фиксатора синхронизатора второй и третьей передач и фиксирующий палец синхронизатора делителя бракуют при наличии обломов или трещин, смятии или износе рабочей фаски, износе шейки под отверстия в каретке до диаметра менее 11,93 мм.
Крышку заднего подшипника вторичного вала бракуют при наличии обломов или трещин, износе отверстия под шейку шестерни привода спидометра — до диаметра более 8,058 мм, отверстия под втулку — до диаметра более 18,035 мм и неравномерном износе торца под подшипник, когда расстояние от торца до привалочной плоскости менее 8,1 мм.
Фланец крепления карданного вала к вторичному валу бракуют при наличии обломов и трещин, рисок, задиров и износе шлицевых пазов — до размера более 9,07 мм; поверхности под сальник —до диаметра менее 69,6 мм; отверстий под болты крепления карданного вала — до диаметра более 16,41 мм; центрирующего отверстия под бурт фланца карданного вала — до диаметра более 95,11 мм, а также при короблении и износе торцовой поверхности фланца до толщины менее 10,5 мм.
Муфту включения первой передачи и заднего хода бракуют при наличии обломов или трещин и износе:
- паза до ширины более 15,38 мм;
- зубьев по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,6 мм. При износе зубьев с торцов включения зачищают острые кромки, а при увеличении длины скошенной части зубьев, измеряемой от торца, до размера более 2,2 мм муфту бракуют.
Втулку шестерни первой передачи бракуют при наличии обломов или трещин и износе:
- шлицевых пазов — до ширины более 11,17 мм;
- зубьев по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 1,6 мм;
- по торцам, если высота втулки менее 72,88 мм;
- поверхности под роликовый подшипник — до диаметра менее 80,99 мм.
Маслоуказатель бракуют при обломе стержня и смятии граней под ключ на резьбовой пробке. Поврежденную резьбу восстанавливают.
Верхнюю крышку коробки передач бракуют при наличии обломов или трещин, короблении поверхности сопряжения, с картером коробки передач, если между поверхностью и поверочной плитой проходит щуп толщиной 0,3 мм, износе отверстий под штоки вилки переключения передач до диаметра более 22,35 мм. Изношенные отверстия под установочные штифты заваривают и рассверливают, устанавливают дополнительные втулки. Изношенные метрические и конические резьбы восстанавливают.
Вилки переключения передач бракуют при наличии обломов и трещин и износе:
- отверстий под шток — до диаметров более 22,45 мм (у вилок переключения первой передачи и заднего хода, четвертой и пятой передач), 22,05 мм (у вилки переключения второй и третьей передач);
- лапок вилки переключения первой передачи и заднего хода — до толщины менее 14,58 мм, износе отверстий под сухари — до диаметров более 10,58 (у вилки переключения второй и третьей передач) и 13,62 мм (у вилки переключения четвертой и пятой передач);
- паза вилки переключения четвертой и пятой передач — до ширины более 19,72 мм. Изношенные резьбы восстанавливают.
Головки штоков вилок переключения первой передачи и заднего хода, второй и третьей передач бракуют при наличии обломов или трещин, износе паза до ширины более 19,72 мм, отверстия до диаметра более 22,48 мм. Изношенные резьбы восстанавливают.
Сухарь вилки переключения второй и третьей передач бракуют при износе рабочих поверхностей под каретку синхронизатора до размера менее 11,08 мм и шейки до диаметра менее 13,48 мм.
Шток вилок переключения передач бракуют при наличии трещин или обломов, износе до диаметра менее 21,93 мм, погнутости, если между штоком и поверочной плитой проходит щуп толщиной 0,05 мм, при смятии лунок под шарики фиксатора и замка, если между шаблоном и щупом не проходит проволочный щуп диаметром 0,5 мм.
Стакан стопорного шарика механизма переключения бракуют при наличии обломов или трещин, износе наружной поверхности до диаметра менее 6,88 мм, отверстия под шарики — до диаметра более 13,12 мм.
Опору рычага переключения передач бракуют при наличии обломов или трещин и износе отверстия под сухарь до диаметра более 50,1 мм. При ослаблении посадок шпилек их заменяют, изношенные резьбы восстанавливают.
Опору штока бракуют при наличии обломов или трещин, износе отверстия до диаметра более 25,075 мм, сферической поверхности до диаметра менее 44,75 мм.
Шток рычага бракуют при наличии обломов или трещин и износе:
- шейки под опору — до диаметра менее 24,89 мм;
- шейки под рычаг переключения передач — до диаметра менее 21,72 мм;
- шпоночного паза — до ширины более 5,01 мм.
Рычаг переключения передач бракуют при наличии обломов или трещин, износе шпоночного паза до ширины более 5,09 мм, отверстия под сферическую поверхность рычага наконечника передач до диаметра более 22,17 мм, при деформации ушков рычага под стяжной болт, если ширина паза менее 3,2 мм. Поврежденные резьбы восстанавливают.
Наконечник рычага бракуют при наличии обломов или трещин и износе:
- шейки под рычаг наконечника передач — до диаметра мейее 21,72 мм;
- шпоночного паза под рычаг переключения передач — до ширины более 3,97 мм;
- шпоночного паза под рычаг наконечника передач — до ширины более 4,97 мм;
- сферической поверхности — до диаметра менее 49,66 мм.
Износ поверхности под рычаг переключения передач контролируют конусным калибром с конусностью 1:5 при диаметре конуса 20 мм на длине 10±0,58 мм. При смещении торца калибра относительно малого диаметра более 1,5 мм наконечник рычага бракуют. Изношенную резьбу восстанавливают.
Ось наконечника рычага бракуют при наличии обломов или трещин и износе до диаметра менее 11,95 мм.
Крышку рычага переключения передач и втулку вала привода бракуют при наличии обломов или трещин, износе отверстий под ось наконечника рычага переключения передач до диаметра более 12,05 мм, отверстия втулки до диаметра более 12,68 мм. Поврежденные резьбы восстанавливают.
Крышку опоры рычага бракуют при наличии обломов или трещин и износе отверстия под защитное кольцо до диаметра более 50,1 мм.
Рычаг переключения передач бракуют при наличии обломов или трещин и износе шпоночного паза до ширины более 4,08 мм. Износ конусного отверстия под наконечник рычага опоры контролируют конусным калибром с теми же параметрами, что и для контроля наконечника рычага. При смещении торца калибра относительно большого диаметра конуса рычаг бракуют. Изношенную резьбу восстанавливают.
Промежуточную тягу управления бракуют при наличии обломов или трещин, износе шейки под опору до диаметра менее 24,85 мм, отверстия под сферическую поверхность рычага передней тяги до диаметра более 22,17 мм. Изношенную резьбу восстанавливают.
Кронштейн опоры промежуточной тяги управления бракуют при наличии обломов или трещин. Шпильки с ослабленной посадкой заменяют, изношенные резьбы восстанавливают.
Стяжной регулировочный фланец бракуют при наличии обломов или трещин и деформации ушек под стяжные болты, если ширина паза менее 3,7 мм. Изношенные резьбы восстанавливают.
Втулку заднего подшипника первичного вала бракуют при наличии обломов или трещин и износе:
- поверхности под подшипник — до диаметра менее 69,98 мм;
- отверстия под вал — до диаметра более 62,0 мм;
- шпоночного паза — до ширины более 8,12 мм.
Маслонагнетающее кольцо первичного вала бракуют при наличии обломов или трещин, неравномерном износе торца, если его толщина менее 4,38 мм, и износе шпоночного паза до ширины более 4,7 мм.

  Муфту синхронизатора (рис. 8.10) бракуют при наличии обломов или трещин и износе зубьев по толщине, если измеренный щупами боковой зазор в зацеплении с новой деталью более 1,6 мм у зубьев наружного (1) или 1,0 мм — внутреннего (2) зацеплений. При износе зубьев (3) с торца включения зачищают острые кромки,если размер а более 1,8 мм, и бракуют муфту, если он более 2,2 мм.

Муфта синхронизатора КАМАЗ

Муфта синхронизатора (рис. 8.10)

Крышку переднего подшипника промежуточного вала бракуют при обломах ушек под болты и наличии трещин. Изношенную резьбу восстанавливают.
Гнездо заднего подшипника промежуточного вала бракуют при наличии обломов или трещин и износе отверстия под подшипник до диаметра более 120,054 мм. Поврежденную резьбу восстанавливают.
Поршень цилиндра механизма переключения (рис. 8.11) бракуют при деформации поверхностей А канавок или забоинах на краях, износе паза до ширины а более 19,5 мм; штока по диаметру d1 до размера менее 24,916 мм и по диаметру d2 до размера менее 21,916 мм. Изношенную резьбу восстанавливают.

 Поршень цилиндра механизма переключения передач КАМАЗ

Поршень цилиндра механизма переключения передач (рис. 8.11)

Дроссель цилиндра бракуют при наличии рисок, забоин, механических повреждений отверстия. Поврежденную резьбу восстанавливают.
Кольцо проставочное поршня цилиндра бракуют при наличии обломов или трещин, при короблении, если между кольцом и поверочной плитой проходит щуп толщиной 0,15 мм, и износе рабочей поверхности до размера менее 68,7 мм.
Фиксатор штока механизма переключения передач бракуют при наличии забоин и механических повреждений на сферической поверхности и износе рабочей поверхности до диаметра менее 12,88 мм.
Крышку цилиндра бракуют при наличии обломов или трещин, рисок, задиров или неравномерном износе, когда высота крышки менее 7,5 мм.
Вал вилки механизма переключения бракуют при наличии обломов или трещин, погнутости и износе:
- наружной цилиндрической поверхности — до диаметра менее 24,84 мм;
- шеек под головку и передний рычаг тяги — до диаметра менее 21,72 мм;
- шпоночного паза — до ширины более 5,01 мм.
Корпус пружины впускного клапана бракуют при износе отверстия под клапан до диаметра более 6,08 мм. Поврежденную резьбу восстанавливают.
Шток впускного клапана бракуют при износе до диаметра менее 8,7 мм.
Воздухопроводы бракуют при трещинах, обломах или смятии трубок. При нарушении герметичности соединения наконечника и трубы, обнаруживаемом при испытании воздухом под давлением 0,6 МПа (6 кгс/см2 ), места утечек запаивают.
Рычаг механизма переключения бракуют при наличии обломов или трещин, износе шпоночного паза до ширины более 5,1 мм, сферического кольца до диаметра менее 18,79 мм, местном износе или наклепе на упорных поверхностях. Изношенную резьбу восстанавливают.
Корпус воздухораспределителя с гнездами золотника бракуют при наличии обломов или трещин, ослаблении посадки гнезда, обнаруживаемом при легких ударах медного молотка, износе отверстия в корпусе под гнезда до диаметра более 18,07 мм, рисках, задирах или износе отверстий в гнездах золотника до диаметра более 10,2 мм. Поврежденные и изношенные резьбы восстанавливают.
Цилиндр воздухораспределителя бракуют при наличии трещин, рисок, задиров или износе отверстия под поршень до диаметра более 25,084 мм. Поврежденную резьбу восстанавливают.
Золотник воздухораспределителя бракуют при износе до диаметра менее 9,015 мм.
Поршень воздухораспределителя бракуют при наличии обломов или трещин и износе до диаметра менее 24,86 мм.
Шток клапана бракуют при наличии обломов или трещин и износе до диаметра менее 9,85 мм.
Клапан впускной бракуют при износе манжеты и при износе корпуса до диаметра менее 5,7 мм.
Ограничитель штока клапана бракуют при износе сферической поверхности, если высота детали менее 19,6 мм, и отверстия под шток клапана до диаметра более 6,16 мм.
Крышку клапана бракуют при наличии обломов или трещин и износе отверстия до диаметра более 10,058 мм.
Корпус редукционного клапана бракуют при наличии трещин, износе отверстия под шток до диаметра более 9,2 мм и износе седла клапана, если его высота менее 1,5 мм. Поврежденные резьбы восстанавливают.
Накидную гайку корпуса редукционного клапана бракуют при наличии трещин или обломов. Поврежденную резьбу восстанавливают.
Крышку корпуса редукционного клапана бракуют при наличии трещин и забоин торца. Поврежденную резьбу восстанавливают.
Сапун с клапаном осматривают и заменяют дефектные детали. Ослабление крепления колпака проверяют от руки. Проворот или осевое перемещение не допускаются. При наличии дефекта колпак необходимо обжать; поврежденную резьбу восстанавливают.

Далее предстоит сборка коробки передач КАМАЗ.