• Главная
  • Карта сайта
  • Контакты

Окончательная сборка двигателя КАМАЗ, руководство

  На головки цилиндров устанавливают прокладки водяных труб и сами водяные трубы 16 и 23 (см. рис. 5.8), закручивают болты 21 крепления с пружинными и плоскими шайбами 22. Затяжку болтов выполняют в два приема, окончательно — с моментом 25...30 Н*м (2,5...3,0 кгс*м). Установив на двигатель уплотнительные кольца жидкостного насоса, монтируют насос в сборе с подводящей трубой, ее патрубком правой стороны блока цилиндров и включателем гидромуфты привода вентилятора, закручивают болты крепления (с пружинными и плоскими шайбами) жидкостного насоса. Затем закручивают, подложив под них плоские шайбы 4, болты 1 и 3 крепления патрубка 2 подводящей трубы 30 правой стороны блока цилиндров и включателя гидромуфты привода вентилятора [момент затяжки 25...30 Н*м (2,5...3,0 кгс*м)].

Коробка водяная с трубами камаз

Коробка водяная с трубами КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.8):
1, 3, 5, 6, 13, 21, 28 - болты; 2 - патрубок подводящей трубы; 4, 22 - шайбы волнистые; 7 - патрубок водяной коробки; 8, 9, 11, 18 - прокладки; 10 - коробка водяная; 12, 19 - шайбы пружинные; 14 - фланец соединительный; 15, 24, 29 - кольца уплотнительные; 16 - труба водяная правая; 17 - шпилька; 20 - гайка; 23 - труба водяная левая; 25 - кольца запорные; 26 - труба водяная соединительная; 27 - труба водяная перепускная термостатов; 30 - труба подводящая правого полублока

В жидкостной насос устанавливают перепускную трубу водяной коробки в сборе, соединяют водяную коробку 10 с перепускной трубой 27 и устанавливают на двигатель соединительный фланец 14 с уплотнительным кольцом 15 и водяную коробку в сборе с перепускной трубой. Подложив под болты 5, 6 пружинные и плоские шайбы, затягивают болты М10 (момент затяжки 35...40 Н*м (3,5...4,0 кгс*м)] и болты М8 [момент затяжки 20...25 Н*м (2,0...2,5 кгс*м)].

На двигатель устанавливают прокладки 16 (см. рис. 4.7), впускной коллектор правый 1 в сборе и завертывают болты 14, подложив под них волнистые шайбы 15, в два приема, окончательно — с моментом 25...30 Н*м (2,5...3,0 кгс*м). Аналогично устанавливают впускной коллектор левый 13. На торцы впускных коллекторов накладывают прокладки 5, соединительный патрубок 6 впускных коллекторов и завертывают болты 8, подложив под них волнистые шайбы 9 [момент затяжки 10.. Л 5 Н*м (1 ,0... 1,5 кгс*м)].
Трубопроводы впускные КАМАЗ

Трубопроводы впускные КАМАЗ, запчасти (рис. 4.7):
1 — коллектор впускной правый; 2, 3. 7. 10, 11 — шпильки; 4 — ввертыши; 5, 16 — прокладки; 6 патрубок соединительный; 8, 14 — болты; 9. 15 — шайбы волнистые; 12 — пробка; 5 — коллектор впускной левый

Сняв технологические заглушки, смазывают уплотнительные шайбы форсунок смазкой Литол-24 и устанавливают форсунки в сборе с уплотнительными и защитными шайбами. Необходимо следить за тем, чтобы форсунки были одной группы по ходу иглы распылителя. Установив скобы крепления форсунок на шпильки и опору так, чтобы загнутый конец скобы был направлен вверх, закручивают гайки крепления форсунок [момент затяжки 36 ... 40 Н*м (3,6... 4,0кгс*м)].

В отверстия впускных коллекторов вкручивают штифтовые запальные свечи так, чтобы патрубки под топливопроводы были направлены в сторону развала блока цилиндров. На двигатель устанавливают фильтр 11 (см. рис. 2.20) тонкой очистки топлива и завертывают гайки его крепления, подложив под них плоские и пружинные шайбы [момент затяжки 35...40 Н*м (3,5..4,0 кгс*м)]. Вынув технологические заглушки из отверстий головок цилиндров и трубопровода, устанавливают дренажный трубопровод 19 форсунок левых головок цилиндров в сборе с тройником 17, подкладывают уплотнительные шайбы и закручивают болты крепления дренажного трубопровода и болт крепления тройника [момент затяжки 50... 55 Н*м (5,0...5,5 кгс*м)]. Аналогично устанавливают; дренажный трубопровод 8 форсунок правых головок цилиндров. Подложив уплотнительные шайбы, ставят кляммеры, наживляют болты крепления дренажного трубопровода, болты крепления кляммеров, подсоединяют к тройнику 17 трубопровод 8 и окончательно затягивают болты крепления дренажного трубопровода и болты крепления кляммеров [момент затяжки 50...55 Н*м (5,0... 5,5 кгс*м)].

Система питания двигателя топливом камаз

Система питания двигателя КАМАЗ топливом, запчасти (рис. 2.20):
1 — топливопровод высокого давления; 2 — ручной топливоподкачивающий насос; 3 — топливоподкачивающий насос низкого давления; 4 — топливопровод к фильтру тонкой очистки; 5 — топливный насос высокого давления; б — топливопровод к электромагнитному клапану; 7 — электромагнитный клапан; 8 — сливной дренажный топливопровод форсунок правого ряда; 9 — факельная свеча; 10 — дренажный топливопровод высокого давления 11 — фильтр тонкой очистки топлива; 12 — подводящий топливопровод к насосу высокого давления; 13 — дренажный топливопровод фильтра тонкой очистки топлива; 14 — сливной топливопровод; 15 — топливный бак; 16 — топливопровод к фильтру грубой очистки; 17 — тройник; 18 — фильтр грубой очистки топлива; 19 — сливной дренажный топливопровод форсунок левого ряда; 20 — форсунка; 21 — подводящий топливопровод к насосу низкого давления .

Установив фиксатор маховика в паз маховика, поворачивают коленчатый вал так, чтобы риска на полумуфте привода ТНВД находилась в верхнем вертикальном положении. Устанавливают ТНВД в сборе в расточку блока цилиндров без перекосов и совмещают метки II (см. рис 2.9) на корпусе ТНВД и муфте опережения впрыска топлива. Надев на болты крепления ТНВД пружинные шайбы, помещают болты в пробки и затягивают их крест-накрест в два приема [окончательный момент затяжки 14...18 Н*м (1,4...1,8 кгс*м)].

Установка начала впрыска топлива в первом цилиндре по меткамТНВД камаз

Установка начала впрыска топлива в первом цилиндре по меткам КАМАЗ, запчасти (рис. 2.9):
1 — автоматическая муфта опережения впрыска; 2 — полумуфта ведомая; 3 — стяжной болт; 4 — задний фланец ведущей полу муфты; I. II — метки.

Затем устанавливают задний фланец 9 (см, рис. 5.7) ведущей прлумуфты привода ТНВД, совместив паз во фланце со шпонкой, и закручивают гайку 12, подложив под нее пружинную шайбу 11. Метки I и II (см. рис 2.9) должны находиться вверху и совпадать. На задний фланец 9 (см. рис. 5.7) ведущей полумуфты помещают задние пластины 15 и завертывают болты 14, подложив под них пружинные и плоские 13 шайбы. Установив ведущую полумуфту 16 в сборе с передним фланцем 27 и передними пластинами 26, ослабляют стяжной болт 29 переднего фланца, присоединяют передний фланец с передними пластинами в сборе к ведомой полумуфте и завертывают болты 20, подложив под них пружинные 19 и плоские 18 шайбы. Для соединения задних пластин 15 ведущей полумуфты с ведущей полумуфтой завертывают болты, подложив под них пружинные и плоские шайбы, после чего затягивают стяжной болт 29 переднего фланца.

Привод топливного насоса высокого давления камаз

Привод топливного насоса высокого давления КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.7):
1 — датчик спидометра; 2 — прокладка датчика электротахометра; 3 — корпус подшипника; 4 — шестерня привода ТНВД; 5 — кольцо; 6 — корпус переднего подшипника; 7 — манжета с пружиной в сборе; 8 — шпилька; 9 — задний фланец ведущей полумуфты привода; 10 — гайка; 11. 19. 24, 30 — шайбы пружинные; 12 — гайка низкая; 13 — шайба; 14, 20, 25, 29, 31 — болты; 15 — задняя пластина ведущей полумуфты; 16 — полумуфта ведущая привода топливного насоса; 17 — шпонка; 18, 28 — шайбы плоские; 21 — автоматическая муфта опережения впрыска; 22 — полу муфта ведомая; 23 — фланец ведомой полумуфты привода; 26 — передняя пластина ведущей полумуфты; 27 — передний фланец ведущей полумуфты привода

  K блоку цилиндров присоединяют фланец трубки отвода масла с уплотнительным кольцом и закручивают болты, подложив под них пружинные и плоские шайбы. Установив трубку подвода масла в сборе с болтами и шайбами, закрепляют болты [момент затяжки 45...50 Н*м (4,5...5,0 кгс*м)]. Вынув из отверстия штуцера насоса низкого давления и подводящего топливопровода от фильтра грубой очистки топлива технологические заглушки, устанавливают подводящий топливопровод на штуцер насоса низкого давления и присоединяют его, завернув накидную гайку. Установив на двигатель скобу крепления подводящего топливопровода от фильтра грубой очистки топлива к ТНВД, закручивают болт крепления скобы с пружинной шайбой.

Затем устанавливают электромагнитный клапан 7 (см. рис 2.20) в сборе с кронштейном и трубками, закрепляют кронштейн на ТНВД болтами с шайбами. К факельным свечам 9 присоединяют подводящие топливопроводы, закрутив накидные гайки.

Сняв технологические заглушки устанавливают отводящий топливопровод 4 от ТНВД к фильтру тонкой очистки топлива и присоединяют его к фильтру, завернув болт с плоскими медными шайбами. Следует использовать только отожженные шайбы, для чего их нагревают до малинового цвета и охлаждают на воздухе. К ТНВД присоединяют топливопровод 6 к электромагнитному клапану и топливопровод 12 от фильтра тонкой очистки топлива к ТНВД, закручивают болт с плоскими медными отожженными шайбами. Аналогично устанавливают дренажный топливопровод фильтра тонкой очистки топлива, завернув болт с плоскими медными отожженными шайбами.
Установив на шпильку правого впускного коллектора втулку и скобу с резиновой прокладкой крепления топливопроводов к коллектору, закручивают гайку с пружинной шайбой. Подводящий топливопровод насоса низкого давления крепят к регулятору частоты вращения скобой, завернув болты крепления с пружинными шайбами.
Сняв технологические заглушки, устанавливают топливопроводы 1 высокого давления и закрепляют их, навернув соединительные гайки на штуцеры ТНВД и форсунок. Установив на шпильки втулки и скобы с прокладками крепления топливопроводов высокого давления, закрепляют топливопроводы гайками с пружинными шайбами. При установке скоб крепления топливопроводов левого ряда цилиндров размещают кляммеры с прокладками крепления тяг останова двигателя и ручного управления акселератором.
Проверку и регулировку установки угла опережения впрыска топлива выполняют так же, как при СТО.
Установив прокладку фильтра центробежной очистки масла, закручивают болты крепления с пружинными шайбами [момент затяжки 53...65 Н*м (5,3...6,5 кгс*м)]. Затем устанавливают в блок цилиндров направляющую трубку указателя уровня масла с кольцом в сборе и закручивают винт ее крепления с пружинной шайбой [момент затяжки 25...40 Н*м (2,5...4,0 кгс*м)], после чего монтируют указатель уровня масла с уплотнителем в сборе.
Надев переходной патрубок 7 (см. рис. 5.5) на трубу 9 отвода газов, их соединяют хомутом 8, после чего соединяют собранный узел хомутом 6 с патрубком 5 сапуна. Трубу 9 отвода газов закрепляют на блоке цилиндров кляммером 14 с болтом 16 и шайбой 15.

Система вентиляции картера двигателя камаз

Система вентиляции картера двигателя КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.5):
1 — угольник сапуна; 2 — импеллер; 3 — трубка сапуна; 4 — кольцо уплотнительное; 5 — патрубок сапуна; 6. 8 — хомуты;.7 — патрубок переходной; 9 — трубка отвода газов; 10, 16 — болты; 11, 15 — шайбы пружинные; 12 — фланец; 13 — прокладка сапуна; 14— кляммер; 17 — трубка слива масла; 18 — патрубок переходной; 19 — втулка внутренняя

Затем устанавливают паронитовую прокладку насоса гидроусилителя руля, насос в сборе с трубами и закрепляют его болтами с пружинными шайбами. Трубопровод высокого давления гидроусилителя руля закрепляют с помощью кляммера на левом впускном коллекторе.
Паронитовую прокладку корпуса компрессора смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 и устанавливают на двигатель, размещают прокладку патрубка подвода воздуха, патрубок с сеткой в сборе и компрессор, закрепляют их болтами с пружинными шайбами. На шпильки правой водяной трубы кладут паронитовую прокладку, фланец в сборе с трубкой подвода охлаждающей жидкости, совмещают соединительную муфту трубки с угольником компрессора, закручивают гайки с пружинными шайбами крепления фланца и навертывают накидную гайку трубки на угольник компрессора. Перед присоединением трубки к угольнику необходимо убедиться в наличии уплотнительного резинового кольца трубки подвода охлаждающей жидкости. Патрубок подвода воздуха закрепляют на правом впускном коллекторе гайками с пружинными и плоскими шайбами.
В кронштейн крепления генератора вставляют палец 6 (см. рис. 5.4), слегка затягивают стяжной болт 7, устанавливают на кронштейн генератор 1 и накручивают гайки 3 и 4.
Крепление генератора на кронштейне двигателя камаз

Крепление генератора на кронштейне двигателя КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.4):
1 — генератор; 2 — шпилька; 3, 4 — гайки; 5 — регулировочная шайба; 6 — палец; 7 — стяжной болт .

Совместив прорезь планки генератора с отверстием его крепления, закручивают болт крепления планки на несколько оборотов. На шкивы привода генератора, жидкостного насоса и гидромуфты устанавливают приводные ремни (см. рис. 2.6).
Схема натяжения приводных ремней жидкостного насоса и генератора КАМАЗ

Схема натяжения приводных ремней жидкостного насоса и генератора КАМАЗ, запчасти (рис. 2.6):
1 — болт; 2 — болт крепления планки генератора; 3 — генератор; 4 — приводной ремень; 5 — шкив жидкостного насоса; б — шкив гидромуфты вентилятора.

Перемещением генератора по планке добиваются прогиба ремней 15...22 мм при нажатии на середину ветви между шкивами генератора и гидромуфты с усилием 40 Н (4 кгс), после чего затягивают болт крепления планки генератора, гайки 3, 4 (см. рис. 5.4) и стяжной болт 7.
После обкатки и испытания двигателя на маховик 23 (см. рис. 5.3) устанавливают ведомые диски 1 сцепления, средний ведущий диск 2 и нажимной диск 5 в сборе с кожухом 19. Ведомые диски должны быть расположены короткими выступающими торцами навстречу друг другу, средний ведущий диск — так, чтобы короткое плечо шипа диска было слева по ходу вращения маховика. Положение дисков центрируют с помощью шлицевой оправки, после чего закручивают болты б и 21 крепления кожуха 19 к маховику 23, подложив под них шайбы, и снимают оправку. Сначала закручивают болты M10, обеспечив посадку кожуха сцепления на две центрирующие втулки маховика, затем два болта М8. Болты закрепляют попеременно крест-накрест [момент затяжки 55 ... 65 Н*м (5,6... 6,5 кгс*м)]. Болты 6 стопорят шайбами 4 и выкручивают из нажимного диска 5 сцепления четыре стяжных болта.
Сцепление в сборе камаз

Сцепление в сборе КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.3):
1 — ведомый диск; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4 — стопорная шайба; 5 — нажимной диск; 6, 21 — болты крепления кожуха; 7 — вилка оттяжного рычага; 8 — оттяжной рычаг; 9 — пружина упорного кольца; 10 — шланг смазывания муфты; 11 — петля пружины; 12 — упорный подшипник; 13 — оттяжная пружина; 14 — муфта выключения сцепления; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — упорное кольцо; 17 — вал вилки; 18 — нажимная пружина; 19 — кожух сцепления; 20 — теплоизолирующая шайба; 22 — картер сцепления; 23 — маховик; 24 — фрикционная накладка; 25 — вал ведущий; 26 — диск гасителя крутильных колебаний; 27 — пружина гасителя крутильных колебаний; 28 — кольцо ведомого диска; 29 — механизм автоматической регулировки положения среднего ведущего диска.

На шпильки устанавливают кронштейн 17 (см. рис. 4.6) расширительного бачка и бачок 6 в сборе с трубками. На бачок помещают верхнюю скобу 10 с прокладкой и закрепляют бачок на кронштейне болтами 8 с гайками 28, пружинными 9 и плоскими шайбами.
Бачок расширительный системы охлаждения камаз

Бачок расширительный системы охлаждения КАМАЗ, запчасти (рис. 4.6):
1 — хомут в сборе; 2, 18, 22, 33 — прокладки; 3, 16, 21 — хомуты; 4 — труба перепускная; 5, 15, 23 — рукава; 6 — бачок расширительный в сборе; 7 — крышка расширительного бачка; 8, 30 — болты; 9, 20, 32 — шайбы пружинные; 10 — скоба верхняя а сборе; 11 — угольник с трубкой в сборе; 12 — трубка соединительная от компрессора к расширительному бачку; 13 — штуцер соединительной трубки; 14 — трубка соединительная в сборе; 17 — кронштейн бачка в сборе; 19, 26, 28 — гайки; 24 — винт; 25 — трубка воадухоотводящая в сборе; 27, 31 — шайбы плоские; 29 — кран сливной в сборе; 34 — патрубок; 35 — пробка.

На двигателях ранних выпусков соединяют перепускную трубку 14 (см. рис. 2.1) от двигателя к расширительному бачку со штуцером левой водяной трубы 19, завернув накидную гайку перепускной трубы. Рукав 5 (см. рис. 4.6) соединяют с помощью хомута с перепускной трубой 4 расширительного бачка. Соединив хомутом рукав 23 с воздухоотводящей трубкой 25 от радиатора к блоку цилиндров, надевают на шпильку хомут 21 крепления трубки 25 с прокладкой 22, пружинную шайбу 20 и закручивают гайку 19. К угольнику 11 с помощью штуцера 13 присоединяют трубку 12 от компрессора к расширительному бачку.

Система охлаждения камаз

Система охлаждения КАМАЗ, запчасти (рис. 2.1):
1 — вентилятор; 2 — сливной кран системы охлаждения; 3 — труба подводящая правого полублока; 4 — патрубок подводящей трубы; 5 — головка цилиндров; 6 — выключатель гидромуфты привода вентилятора; 7 — коробка термостатов; 8 — патрубок отвода жидкости из бачка в жидкостной насос; 9 — патрубок отвода жидкости в отопитель; 10 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 11— труба воздухоотводящая от радиатора; 12 — бачок расширительный; 13 — пробка паровоздушная; 14 — трубка перепускная от двигателя к расширительному бачку; 15 — трубка соединительная от компрессора к бачку; 16 — компрессор; 17 — труба водосборная правая; 18 — труба соединительная; 19 — труба водосборная левая; 20 — труба перепускная термостатов; 21 — жидкостной насос; 22 — колено отводящего патрубка жидкостного трубопровода; 23 — термостат. Направление движения жидкости: I — в радиатор при открытых термостатах; II — в насос при закрытых термостатах; III — из радиатора

На двигателях ранних выпусков снимают заглушку с левого впускного коллектора и закручивают в отверстие коллектора индикатор засоренности воздушного фильтра. На двигатель устанавливают опору 2 (см. рис. 2.26) рычага переключения передач в сборе с передней тягой 10 и задним ее кронштейном, закручивают болты крепления кронштейна рычага 7 наконечника с пружинными шайбами, болты крепления заднего кронштейна тяги и болт с шайбой клеммового соединения головки передней тяги.

Привод управления механизмом переключения передач КАМАЗ

Привод управления механизмом переключения передач КАМАЗ, запчасти (рис. 2.26):
1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения передач; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — рычаг наконечника; 8, 23 — контргайки; 9, 22 — установочные винты; 10 — передняя тяга управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16, 20 — болты; 17 — рычаг передней тяги; 18 — промежуточная тяга; 19 — фланец стяжной регулировочный; 21 — опора; 24 — шток рычага переключения передач; 25 — болт крепления регулировочного фланца.

Сняв двигатель со стенда и установив его на подставку, вкручивают в водяную магистраль сливные краники, совмещают отверстия скоб 3 (см. рис. 5.2) крепления стержней 2 привода с отверстиями в блоке цилиндров и завертывают болты с шайбами крепления скоб. К водяным полостям блока цилиндров присоединяют патрубки предпускового подогревателя, установив прокладки и завернув болты с шайбами [момент затяжки 25...30 *м (2,5...3,0 кгс*м)].
Краники сливные системы охлаждения КАМАЗ

Краники сливные системы охлаждения КАМАЗ, запчасти (рис. 5.2):
1 — краник сливной в сборе; 2 — стержень привода управления; 3 — скоба; 4 — вилка стержня привода; 5 — пробка краника в сборе; 6 — шплинт разводной

На шпильки с левой стороны двигателя устанавливают кронштейн 2 (см. рис. 2.12) передней подвески, болты его крепления с шайбами и затягивают гайки болтов [момент затяжки 54...59 Н*м (5,4....5,9 кгс*м)].
Подвеска силового агрегата камаз

Подвеска силового агрегата КАМАЗ, запчасти (рис. 2.12):
1, 19 — кронштейны передней опоры; 2 — кронштейн передний крепления силового агрегата; 3 — кронштейн поддерживающей опоры; 4 — обойма подушки; 5 — подушка поддерживающей опоры; 6 — накладка подушки; 7 — балка поддерживающей опоры; 8 — шайбы регулировочные; 9 — кронштейн балки; 10 — подушка задней опоры; 11 — кронштейн задней опоры; 12 — прокладка регулировочная; 13 — башмак задней опоры; 14 — втулка опорная; 15 — кронштейн задний крепления силового агрегата; 16 — крышка задней опоры;17 — колпак защитный; 18 — подушка; 20 — стяжка кронштейна.

На шпильки надевают прокладки выпускных коллекторов и монтируют коллекторы в сборе с патрубками. Болты и гайки с тарельчатыми шайбами крепления коллекторов затягивают в два приема [окончательный момент затяжки болтов 40...50 Н*м (4,0...5,0 кгс*м), гаек 30...50 Н*м (3,0...5,0 кгс*м)].
Установив прокладку и полнопоточный фильтр 1 (см. рис. 5.1) очистки масла, надевают на болты крепления пружинные шайбы и закрепляют болты [момент затяжки 93... 100 Н*м (9,3... 10,0 кгс*м)]. В картер маховика устанавливают стартер и закрепляют его болтами и гайками с пружинными шайбами. Собранный двигатель отправляют на обкатку и испытание.

Поперечный разрез двигателя КамАЗ-740

Поперечный разрез двигателя КамАЗ-740, запчасти (рис. 5.1):
1 — полнопоточный фильтр очистки масла; 2 — маслозаливная горловина; 3 — указатель уровня масла в картере двигателя; 4 — фильтр центробежной очистки масла; 5 — коробка термостатов; 6, 9 — передний и задний рым-болты; 7 — компрессор; 8 — насос гидроусилителя рулевого управления; 10 — факельная свеча; 11 — левая водяная труба; 12 — левый впускной воздухопровод; 13 — форсунка; 14 — скоба крепления форсунки; 15 — патрубок выпускного коллектора; 16 — выпускной коллектор.

В завершении обкатка и испытание двигателя КАМАЗ.