Ремонт и устройство компрессора КАМАЗ, руководство

1, 8, 22 — прокладки; 2 — нижняя крышка картера; 3, 10, 13 — пружинные шайбы; 4, 11, 25 — болты; 5 — картер; 6 — коленчатый вал; 7, 37 — подшипники; 9 — крышка; 12 — шпонка; 14, 21, 26 — гайки; 15 — блок цилиндров; 16 — седло впускного клапана; 17 — направляющая впускного клапана; 18 — впускной клапан; 19, 34 — пружины; 20 — головка компрессора в сборе; 23 — поршень с шатуном; 24 — пластина отражателя; 27 — шплинт; 28 — вкладыш; 29 — крышка шатуна; 30 — упорная гайка; 31 — замковая шайба; 32, 36 — упорные кольца; 33 — уплотнитель; 35 — шестерня привода Закрепив головку 7 (рис. 9.30) компрессора в тисках, выкручивают пробки 1 нагнетательных клапанов и извлекают из головки прокладки 2 пробок, пружины 3 клапанов, нагнетательные клапаны 4; откручивают седла 5 клапанов и вынимают прокладки 6 седел.

1 — пробка нагнетательного клапана: 2 — прокладка: 3 — пружина; 4 — клапан; 5 — седло клапана; 6 — прокладка седла; 7 — головка компрессора Расстопорив замковую шайбу 31 (см. рис. 9.29), откручивают гайку 30 крепления шестерни привода коленчатого вала, снимают замковую шайбу 31, упорное кольцо 32, уплотнитель 33 и пружину 34 уплотнителя. С помощью съемника (рис. 9.31) снимают шестерню 35 (см. рис. 9.29) привода и вынимают шпонку 12 из паза коленчатого вала 6.

Повернув коленчатый вал до положения, удобного для отворачивания гаек шатунных болтов, вынимают шплинт 27 и откручивают гайки 26 болтов 25 шатунов. Сняв крышку 29 шатуна, вынимают поршень 23 в сборе с шатуном из цилиндра, постукивая черенком молотка в торец нижней головки шатуна. Из шатунов вынимают вкладыши 28, совмещают крышку 29 с шатуном и соединяют их без затяжки болтами 25 с гайками 26. Аналогичные работы выполняют для второго шатуна.
Повернув компрессор на стенде блоком цилиндров вверх, выкручивают болты 11 с пружинными шайбами 10 и снимают крышку 9 с прокладкой 8. Отвернув гайки 14 с пружинными шайбами 13 крепления блока 15 цилиндров к картеру 5 компрессора, снимают блок цилиндров с пластинами 24 отражателя, после чего снимают картер компрессора со стенда.
Сняв упорное кольцо 36, выпрессовывают коленчатый вал с подшипниками из картера 5 компрессора.
Установив шатун в сборе с поршнем (рис. 9.32) в тисках, снимают с поршня 6 компрессионные 5 и масло-съемное 7 кольца, а также упорное кольцо 3 поршневого пальца. Сняв шатун в сборе с поршнем с тисков, выпрессовывают поршневой палец 4 и отсоединяют поршень 6 от шатуна 8. Установив шатун 8 в тисках, выпрессовывают втулку 2 из верхней головки шатуна и снимают шатун с тисков. Аналогичные работы выполняют для второго шатуна с поршнем.

1 — поршень с шатуном в сборе; 2 — втулка; 3 — упорное кольцо; 4 — поршневой палец; 5 — компрессионные кольца; 6 — поршень; 7 — маслосъемное кольцо; 8 — шатун Детали компрессора промывают в моечной установке, продувают сжатым воздухом и проверяют их техническое состояние.
У блока цилиндров компрессора не допускаются:
- трещины, обломы и пробоины;
- задиры и риски на внутренней поверхности цилиндров;
- увеличение отверстия под седло впускного клапана до диаметра более 17,027 мм;
- неплоскостность привалочных поверхностей под картер и головку компрессора более 0,1 мм.
При износе внутренней поверхности цилиндров по диаметру более чем на 0,02 мм необходима расточка цилиндров под ремонтный размер (табл. 9.2) или установка гильз.
Вид размера | Диаметр цилиндра, мм | Маркировка |
Начальный (по рабочему чертежу) | 60+0,03 | 0 |
I ремонтный | 60,4+0,03 | +0,4 |
II ремонтный | 60,8+0,03 | +0,8 |
У головки компрессора не допускаются: трещины, обломы, пробоины и вмятины; неплоскостность поверхности прилегания к блоку цилиндров более 0,1 мм; риски и следы выработки на поверхности седел нагнетательных клапанов (устраняются притиркой или шлифованием); увеличение отверстия для установки нагнетательного клапана до диаметра более 28,8 мм.
У коленчатого вала компрессора не допускаются: трещины, обломы и повреждения галтелей; задиры и риски на рабочих поверхностях; нецилиндричность шатунных шеек более 0,012 мм; износ шейки под шарикоподшипники и шестерню до диаметра менее 35 мм; увеличение отверстия под уплотнитель до диаметра более 25,05 мм; износ шпоночного паза до ширины более 5,02 мм; износ шатунных шеек более чем на 0,06 мм от начального (по рабочему чертежу) или ремонтного размера (табл. 9.3).
Вид размера | Диаметр шейки, мм | Маркировка |
Начальный (по рабочему чертежу) | 28,5 -0,021 | 0 |
I ремонтный | 28,2 -0,021 | -0,3 |
II ремонтный | 27,9 -0,021 | -0,6 |
При ослаблении посадки втулки верхней головки шатуна втулку заменяют. При замене втулки в ней просверливают смазочное отверстие и развертывают его под начальный размер (по рабочему чертежу завода-изготовителя). Шатуны сортируют на группы через 0,003 мм по меньшему диаметру отверстия и маркируют, как указано в табл. 9.4.
Группа | Диаметр отверстия под палец во втулке, мм | Цвет маркировки |
I | 12,507 ... 12,504 | Белый |
II | 12,504 ... 12,501 | Зелёный |
III | 12,501 ... 12,498 | Синий |
IV | 12,498 ... 12,495 | Красный |
У задней крышки картера компрессора не допускаются: неплоскостность торцовой поверхности крышки, прилегающей к картеру компрессора, более 0,15 мм; трещины или обломы крышки, кроме ушек. Трещины и обломы ушек крышек заваривают, а сварные швы зачищают.
У уплотнителя не допускаются:
- трещины, забоины, риски на торце;
- износ по наружному диаметру до величины менее 24,94 мм.
У шестерни привода компрессора не допускаются:
- уменьшение толщины зуба по хорде делительной окружности до величины менее 4,2 мм;
- увеличение ширины шпоночного паза до величины более 5,15 мм.
У поршня компрессора не допускаются: забоины, задиры и риски на рабочей поверхности поршня; износ диаметров днища и юбки поршня более чем на 0,015 мм от начального (по рабочему чертежу завода-изготовителя) или ремонтного размеров поршня (табл. 9.5). Маркировка поршней ремонтного размера нанесена на наружной поверхности днища.
Вид размера | Диаметр поршня, мм | Маркировка | |
Юбка | Днище | ||
Начальный (по рабочему чертежу) | 59,5-0,03-0,06 | 59,8-0,095-0,195 | - |
I ремонтный | 60,3-0,03-0,06 | 60,2-0,095-0,195 | + 0,4 |
II ремонтный | 60,7-0,03-0,06 | 60,6-0,095-0,195 | + 0,8 |
Группа | Диаметр отверстия под палец в бобышке поршня и поршневого пальца по наружному диаметру, мм | Цвет маркировки |
I | 12,500 ... 12,497 | Белый |
II | 12,497 ... 12,494 | Зелёный |
III | 12,494 ... 12,491 | Синий |
IV | 12,491 ... 12,488 | Красный |
- риски, задиры, забоины;
- износ вкладыша по толщине более чем на 0,01 мм от начального или ремонтного размеров (табл. 9.7).
Вид размера | Толщина, мм | Маркировка |
Начальный (по рабочему чертежу) | 1,75-0,13-0,2 | 0 |
I ремонтный | 1,9-0,13-0,2 | -0,3 |
II ремонтный | 2,05-0,13-0,2 | -0,6 |
- трещины, сколы, забоины;
- зазор в замке поршневых колец более 0,6 мм.
Поршневые кольца сортируют на группы в зависимости от увеличения местного просвета между наружным диаметром кольца и кольцевым калибром диаметром А (рис. 9.33) более чем на 0,02 мм (на суммарной дуге 120°, в одном месте не более 60° и не ближе 15° от замка) от начального или ремонтного размеров (табл. 9.8).
Вид размера | Диаметр А калибра, мм | Маркировка (зеленой краской) |
Начальный (по рабочему чертежу) | 60 | - |
I ремонтный | 60,4 | Одна полоса шириной 10 мм |
II ремонтный | 60,8 | Две полосы шириной 10 мм |

Группа Цвет маркировки
I......................Белый
II.....................Зеленый
III . ....................Синий
IV.....................Красный
Поршневой палец должен быть подобран к отверстиям в бобышках поршня с зазором 0,003 мм и входить в отверстие поршня под действием легких ударов молотка. Зазор в сопряжении поршневого пальца с втулкой верхней головки шатуна должен быть 0,004—0,010 мм. Поршневой палец должен плотно входить в отверстие втулки под усилием большого пальца руки. Шатуны и поршни комплектуют с пальцами одной группы. Поршни к цилиндрам подбирают по маркировке:
Вид размера Маркировка
Начальный................ —
I ремонтный...............-0,4
II ремонтный..............-0,8
Поршневые кольца 5 и 7 подбирают к поршням 6 согласно табл. 9.9. Торцевой зазор поршневых колец и канавки поршня должен быть 0,035— 0,09 мм.
Вид размера | Маркировка колец | Маркировка поршней |
Начальный (по рабочему чертежу) | - | - |
I ремонтный | Одна полоса шириной 10 мм | -0,4 |
II ремонтный | Две полосы шириной 10 мм | -0,8 |
Сняв шатун в сборе с поршнем с тисков, выполняют аналогичные работы для другого шатуна с поршнем.
Закрепив головку 7 (см. рис. 9.30) компрессора в тисках, устанавливают в головку 7 прокладки 6 седел нагнетательных клапанов, вкручивают седла 5 клапанов, устанавливают нагнетательные клапаны 4, пружины 3 клапанов, прокладки 2 пробок, вкручивают пробки 1 нагнетательных клапанов и снимают головку 7 с тисков.
В картер 5 (см. рис. 9.29) компрессора запрессовывают коленчатый вал 6 с подшипниками и устанавливают упорное кольцо 36. Установив в паз коленчатого вала 6 шпонку 12, надевают на вал шестерню 35 привода и замковую шайбу 31. Навернув гайку 30, вдавливают края замковой шайбы 31 в пазы гайки 30 крепления шестерни.
В коленчатый вал устанавливают пружину 34 уплотнителя, уплотнитель 33 и упорное кольцо 32. Уплотнитель должен свободно перемещаться от руки.
Закрепив картер 5 компрессора на стенде, устанавливают на картер заднюю крышку 9 с прокладкой 8 и ввертывают болты 11 с пружинными шайбами 10. Установив блок 15 цилиндров на картер 5 с пластинами 24 отражателя, накручивают гайки 14 с пружинными шайбами 13 и затягивают их с моментом 21,3...31,0 Н*м (2,2...3,2 кгс*м).
Повернув блок цилиндров с картером в сборе на стенде картером вверх, продувают сжатым воздухом цилиндры блока и шатунные шейки коленчатого вала.
На шатун и в крышку 29 шатуна устанавливают вкладыши 28 одного ремонтного размера с шейками коленчатого вала по маркировке:
Вид размера Маркировка
Начальный............... —
I ремонтный ..............-0,3
II ремонтный..............-0,6
Поршень 23 с шатуном в сборе устанавливают в цилиндр, предварительно смазав поверхности цилиндров, поршней и шатунных шеек коленчатого вала моторным маслом М10Г2к. Крышку 29 шатуна в сборе с вкладышем устанавливают на шейку коленчатого вала, предварительно смазав вкладыш моторным маслом М10Г2к и закручивают гайки 26 с моментом 15,5...17,5 Н*м (1,6...1,8 кгс*м), после чего устанавливают шплинты 27. При несовпадении паза под шплинт в гайке с отверстием в болте подтягивают гайки усилием с моментом 19,88 Н*м (2,25 кгс*м) до совмещения паза и отверстия. Перед установкой отражательных пластин нижнюю плоскость блока цилиндров и отражательные пластины предварительно смазывают красно-коричневой эмалью НЦ 5123. Аналогичные работы выполняют для второго шатуна. Затем проверяют легкость вращения коленчатого вала. Момент, необходимый для проворачивания коленчатого вала, не должен превышать 7,85 Н*м (0,8 кгс*м).
Далее на картер 5 компрессора устанавливают нижнюю крышку 2 с прокладкой 1, вкручивают болты 4 крепления с пружинными шайбами 3 и затягивают их с моментом 13,8... 17,5 Н*м (1,4... 1,8 кгс*м). Плоскость прилегания нижней крышки к картеру смазывают нитроэмалью.
Повернув компрессор на стенде, запрессовывают в блок 15 цилиндров седла 16 впускных клапанов, устанавливают направляющие 17 клапанов, впускные клапаны 18. На блок 15 цилиндров устанавливают головку 20 компрессора в сборе с нагнетательными клапанами, прокладку 22 головки, пружины 19 впускных клапанов.
На шпильки накручивают гайки 21 крепления головки и затягивают их равномерно в два приема (не затягивая сразу полным усилием) в порядке, указанном на рис. 9.34. Окончательный момент затяжки должен быть 11,8...17,5 Н*м (1,2...1,6 кгс*м).


1 — масляный бак; 2 — масляный насос; 3 — масляный фильтр; 4 — трубопровод с подводом масла; 5, 10 — краны; 6, 9— манометры; 7 — компрессор; 8 — трехходовой кран; 11,13 — ресиверы (1 и 20 л); 12 — предохранительный клапан на 883 кПа (9 кгс/см2); а — отвод охлаждающей жидкости; b — подвод охлаждающей жидкости; с — слив масла
Режим работы | Частота вращения коленвала, мин-1 | Время работы, мин. |
Холостой ход | 1200 ... 1350 | 2 |
Работа на калибр диаметром 1,6 мм длиной 3 мм | 1200 ... 1350 | 3 |
Холостой ход | 1800 ... 2000 | 2 |
Работа на калибр диаметром 1,6 мм длиной 3 мм | 1800 ... 2000 | 3 |