Замена масляного и жидкостного насоса на КАМАЗе, руководство

1 — болт; 2 — болт крепления планки генератора; 3 — генератор; 4 — приводной ремень; 5 — шкив жидкостного насоса; б — шкив гидромуфты вентилятора. Выкрутив болты с шайбами крепления колена 22 (см. рис. 2.1) отводящего патрубка, отсоединяют от жидкостного насоса 21 патрубок и снимают прокладку. Выкрутив болты с шайбами крепления жидкостного насоса, снимают его с подводящей трубы 3 правого полублока и перепускной трубы 20 термостатов, после чего снимают уплотнительное кольцо жидкостного насоса.

1 — вентилятор; 2 — сливной кран системы охлаждения; 3 — труба подводящая правого полублока; 4 — патрубок подводящей трубы; 5 — головка цилиндров; 6 — выключатель гидромуфты привода вентилятора; 7 — коробка термостатов; 8 — патрубок отвода жидкости из бачка в жидкостной насос; 9 — патрубок отвода жидкости в отопитель; 10 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 11— труба воздухоотводящая от радиатора; 12 — бачок расширительный; 13 — пробка паровоздушная; 14 — трубка перепускная от двигателя к расширительному бачку; 15 — трубка соединительная от компрессора к бачку; 16 — компрессор; 17 — труба водосборная правая; 18 — труба соединительная; 19 — труба водосборная левая; 20 — труба перепускная термостатов; 21 — жидкостной насос; 22 — колено отводящего патрубка жидкостного трубопровода; 23 — термостат. Направление движения жидкости: I — в радиатор при открытых термостатах; II — в насос при закрытых термостатах; III — из радиатора Установив уплотнительное кольцо на место, устанавливают жидкостной насос на двигатель и соединяют его с перепускной трубой 20 термостатов и подводящей трубой 3 правого полублока, после чего закручивают болты с шайбами крепления насоса к блоку цилиндров. На прокладку колена 22 отводящего патрубка радиатора наносят Литол-24, устанавливают патрубок с прокладкой и закрепляют его болтами с пружинными шайбами. Накинув приводной ремень 4 (см. рис. 2.6) на шкивы генератора 3 и жидкостного насоса 5, регулируют натяжение ремней, и закрепляют генератор. Затем заливают охлаждающую жидкость и проверяют герметичность системы охлаждения и отопления. Чтобы заменить масляный насос поднимают автомобиль и сливают масло. Если передние рессоры автомобиля нагружены, расшплинтовывают и выкручивают гайку шарового пальца, соединяющего поперечную рулевую тягу с правым поворотным рычагом, выпрессовывают с помощью съемника (рис. 4.3) шаровой палец из отверстия правого поворотного рычага, отсоединяют поперечную рулевую тягу и отводят ее в сторону.

1 — шаровой палец; 2 — поворотный рычаг; 3 — захват; 4 — винт; 5 — наконечник.

1 — гайка; 2. 17. 19 — шайбы пружинные; 3 — картер масляный в сборе; 4 — шпилька; 5 — уплотнитель указателя уровня масла; 6 — щуп масляный; 7, 18, 20 — болты; 8 — шайба волнистая; 9 — патрубок маслоналивной; 10 — сетка патрубка; 11 — прокладка маслоналивной горловины; 12 — прокладка поддона блока цилиндров; 13 — кольцо уплотнительное; 14 — пробка наливной трубы;15 — прокладка крышки; 16 — трубка указателя уровня масла в сборе; 21 — прокладка; 22 — пробка сливная Выкрутив болты 20 (рис. 4.4) и гайки 1 с шайбами 2 и 19, снимают масляный картер 3 и прокладку 12.
Выкрутив болты с шайбами крепления переднего фланца подводящей трубки клапана смазочной системы, снимают прокладку. Затем вывертывают болт с шайбой крепления кронштейна всасывающей трубки к блоку цилиндров, болты с шайбами крепления масляного насоса к блоку цилиндров и снимают масляный насос в сборе с патрубком и фильтром.
Установив масляный насос в сборе с патрубком и фильтром на блок цилиндров, закрепляют его болтами с шайбами и закручивают болт с шайбой крепления кронштейна всасывающей трубки к блоку цилиндров. Установив прокладку, закручивают болты с шайбами крепления переднего фланца подводящей трубки клапана смазочной системы.
Смазав прокладку 12 герметиком, устанавливают ее на шпильки 4 крепления масляного картера, устанавливают масляный картер 3 и закрепляют его гайками 1 и болтами 20 с пружинными шайбами 2 и 19. Пневмогидравлический усилитель сцепления ставят на место и затягивают болты его крепления [момент затяжки 90... 100 Н*м (9...10 кгс*м)]. К масляному картеру присоединяют трубку слива масла из масляного радиатора и закрепляют ее хомутом.
К правому поворотному рычагу присоединяют поперечную рулевую тягу, устанавливают шаровой палец, наворачивают на него гайку крепления, закрепляют ее [момент затяжки 250...320 Н*м (25...32 кгс*м)] и шплинтуют. Опустив автомобиль, заливают в картер двигателя масло М-10Г2к летом или М-8Г2К зимой до отметки "В" масляного щупа, запускают двигатель на несколько минут и, проверив после его остановки уровень масла, при необходимости доливают его до требуемого уровня. Далее рассмотрим замену гидромуфты и расширительного бачка КАМАЗ.